Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир. |
03-10-2023 |
Философскую постановку вопроса об отношении сознания и материи были возвращены в сторону проблемы "человек и синт". Именно в этом Рубинштейн вошел в глубокое противоречие в рамках своей психологической системы. "Внутри-бытия" и постановка проблемы человека оказались лишь касательными понятиями. Содержание понятия "человек" не может быть исчерпан понятием "внутри-бытия", каким бы это последнее было психологически и философски знаменательным.
Этот несколько новый подход к толкованию проблемы психического Рубинштейн изложил в трактате "Человек и мир", которым, к сожалению, остался незавершенного-ным, однако основные идеи здесь представлены в достаточном объеме.
Ставя свою основную проблему - бытия и месте в нем человека, Рубинштейн показывает единство двух отношений: и бытия, человека и другого человека. За проблемой сознания и бытия он пытается видеть более широкую проблему - место человека в мире. Отвергая субъективно-идеалистическое толкование сознания, Рубинштейн признает исходным положе-нием отношения человека и бытия, а производным - бытия и сознания.
С самого начала Рубинштейн противопоставляет чувственное и рациональное. Чувственном предоставляется статус бытия, в то время как мышление имеет дело с сущностями, а не с существованием как таковым. "Исходный пункт открытия бытия, реаль-ного существования мира человеком - в ее чувственности, практике, а не в мышлении''. Если чувственное понимать как практическое, то их противопоставление мышлению не имеет логической основы. Только в узком смысле чувственное (связано с деятельностью органов чувств) может противопоставляться рациональном.
Практическая деятельность противопоставляется деятельности идеальной, куда входит и чувственное в узком смысле. Рубинштейн формулирует прерогативу чувственного, но в таком случае следовало четко отмежеваться от аналогичного термина в Кантова философии - апология чувственного. Ведь, согласно Кан-том, мышления, как и чувства, в равной степени оперирует с существованием, а не только из современности. Все учение о бытии Рубинштейн связывает с чувственностью. "Мышление раскрывает значение, смысл понятия бытия, но само бытие является исходным пунктом нашего чувственного бытия. Бытие как таковое, как сущностное - это исходное, первичное чувственно данное человеку".
Здесь Рубинштейн подходит к сердцевине своего учения - к раскрытию понятия "внутри-бытия". "" Человек, познающий располагается не перед бут-тям существующим, а, следовательно, не располагает его перед собой, превращая все бытие в предмете и в объективную наличие для созерцания, превращая все только в объект для субъекта , а находится "внутри-его". Рубинштейн употребляет здесь довольно неточные термины - "вне" и "внутри", которые могут быть использованы только как метафоры. Ведь слово "внутри" можно понимать как "'внутри", тогда другое бытие мало бы существовать вокруг. Внешность отношений этим преодолевается.
Только собственный пример может научить ребенка
5 секретов общения с женщинами
Сколько среди вашего окружения счастливых семейных пар?
Понятие малой общественной группы, ее структура и черты функционирования