Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Радикальные формы свободомыслия

09-11-2023

Герцен, встав на позиции материализма под воздействием-вом естествознания и знакомства с трудами Л. Фе-йербаха, не остановился на метафизическом материализме последнего, а пытался соединить его с диалектикой, которую называл "алгеброй революции".

В своих философских трудах "Дилетантизм в на-В эти" и "Письма об изучении природы» А. Герцен с позиций материализма и атеизма осветил коренные пи-ния философии - об отношении мышления сто-совно бытия, о познаваемости мира и т.д.. В журнале "Колокол" он называл православное духовенство при-слугой "полицейского церкви", а московского митрополита Филарета (1783-1867 гг) - "митрополит-том с белым клобуком и жандармскими аксельбантами".

Определенное место в борьбе против религии принадлежит В. Белинскому. Он стал одним из непримиримых бо-рцив за революционное будущее России, врагом само-имуществе. Особое место в творчестве В. Белинсь кого принадлежит критике православия, которое, по его вы-словом, было "опорою кнута и невежества".

В своем письме к Н. Гоголя В. Белинский изложил взгляды революционной демократии и значение атеизма для освободительной борьбы народа. Критикуя М. Го-голя, который считал религию полезным для народа, В. Белинский писал, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в проповедях, не в молитвах, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждении в народе чувства человеческого достоинства.

Н. Чернышевский в своих трудах "Суеверие и правила логики", "Борьба пап с императорами» и других рассматривал религию как идеологическую опору господ-ного класса. Он пришел к выводу, что только народная революция может открыть массам путь к образованию, к распространению естественнонаучных знаний и освобождения человека от религиозных верований.

Много внимания уделял Н. Чернышевский вопро-нием происхождения религии. По его мнению, религия берет свое начало от невежества людей, он подчеркивал значение "экономического бытия" в появлении и эволюции ре-лигийних верований.

В произведениях Н. Добролюбова наряду с критикой реа-кцийнои роли религии значительное место занимают пропа-гування свободы совести и требование отделения цер-кви от государства.

Идеи свободомыслия в этот период в Украине предста-влены в творчестве Т. Шевченко (1814-1861 гг), Франко (1856-1916 гг), Л. Украинской (1871-1913 гг), М. Драгоманова (1841 -1895 гг.) Характерными для их отдельных произведений были мягкие формы свободомыслия, проявившиеся в антирелигиозном скептицизме и ин-диферентизми, критике отдельных религиозных догм, поучений религиозной морали, разоблачение "самодержавной" сущности православной церкви и др..


Другие статьи по теме:
 Единая теория
 Радикальные формы свободомыслия
 Философские взгляды Т. Шевченко
 ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ
 Философские идеи Аврелия Августина

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования