Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Зарождение и развитие украинской иконописи

24-08-2023

В 15ст. ведущим на Украине становится станковой живописи, связано главным образом с иконостасом - не единственной украшением простых деревянных церквей - подлинных шедевров народного строительства

До настоящего времени в Украине не сохранился в целости ни иконостасных комплекс 15 в., Но на основании имеющихся достопримечательностей можно приблизительно реконструировать его композиционную схему!. Крупнейшим в нем был ярус наместных икон, в который входили иконы "Богородица" и "Спас", храмовая икона и, наверное, икона "Николай". Царские врата были иконописные и сравнительно небольшие, с разделением на шесть полей с изображением "Благовещения" и четырех евангелистов, как об этом можно судить по царских вратах с Балутянкы (Музей народной архитектуры в Санок, ПНР, далее - МНА, Санок, ПНР) и по произведениям 16 в. Над царскими вратами, вероятно, находился "Нерукотворный образ" - горизонтальная композиция небольших размеров с изображением головы Спаса (без тернового венка) на полотенце, которого держат два ангела - поясные или во весь рост. Что касается диаконов дверей, то ни с 15, ни с 16в. не имеем ни одного памятника и не исключено, что тогда проемы одних, а в больших церквях и двух дверей или служили просвещения, или закрывались занавесками. Ярусы праздничных икон на Украину в те времена только получали распространение. Вероятно , тогда они тяготели к внушительных размеров, которые могут подтвердить какой-то мере отдельные иконы с Подгородцах и Радружа и серия праздничных икон начала 16 в. с Дальовы, объединенных по несколько на однийдошци.

Украинским художникам было свойственно даже сугубо индивидуальное трактовка художественного образа. Элементы античности, предоставляющих классическим произведениям византийской живописи, в частности константинопольской, как и сербской, школы 13-14 в., Какого-то особого очарования и вместе с тем светского, даже языческого характера, так глубоко ощутимы в произведениях Андрея Рублева, в имеющихся украинской памяти " палатках выступают достаточно приглушенно.

Значительно сильнее проникают здесь народные веяния с характерным для украинских народных мастеров интуитивным чувством классической меры в соотношении отдельных частей композиции к целому даже тогда, когда нарушены нормы пропорций. Активное вторжение народных вкусов в украинской живописи объясняется, очевидно, тем, что в настоящее время на Украине, в частности в Галичине, возникает большое количество провинциальных мастерских, которые удовлетворяли вкусы крестьянско-ремесленной среды.

Что касается украинской иконописи 15 века., То на него может пролить немного света исключительного мастерства памятник первой трети 15 в. - Большая икона "Успение Богор-дици" из Минска-Мазовецкого, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее (далее - ГТГ). Одни исследователи связывают ее с украинской живописью, другие - с Тверской школой. Иконография данного сюжета относится к типу апокрифических . Другой вариант апокрифического "Успения" известный из фресок Кирилловской церкви в Киеве (1146).


Другие статьи по теме:
 Мир - зеркало
 Основные философские достижения Леонардо да Винчи
 Линия ума, холм Марса
 Эпоха возрождения в Западной Европе
 Романский стиль

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования