Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Место психологии в системе наук

13-12-2023

...Понимание в духовном смысле охватывает такие связи явлений, которых... непосредственно нет в мыслящем субъекте..., так как есть такие связи явлений, которые находятся вне его, связи, определяющие субъективную жизнь, не находясь в сознании субъекта». По Шпрангеру, «это объясняется... главным образом причинами, которые лежат в сфере духовно-исторической... Реальность времени, обусловленный им способ мышления, экономические условия — все это возвышается над индивидуумом и находится вне его. Индивид и его сознание — это только отрезок, только зависимое звено этого объективного духа... Все в нас обусловлено этими надындивидуальными душевными сущностями (наукой, экономикой, государством, обычаями и правами, религией — одним словом, культурой). Они держат нас в плену и управляют нами. Мы понимаем человека каждой эпохи постольку, поскольку мы возвышаемся над ним, чтобы иметь возможность сравнивать его субъективные переживания с этим объективным смыслом».

Понимание, по Шпрангеру, бывает двух видов: общее понимание и историческое понимание. Определяя первое из них, Шпрангер указывает, что понимать полностью мы можем только самих себя, других же мы понимаем только через проявление их душевной деятельности вовне. Есть физические явления, которые не имеют никакой духовной сущности, но имеются и такие, которые несут определенную духовную «нагрузку», как, например, речь. Хотя концепция «исторического понимания» выдвигает на первый план понятие «личности», основанной на материалах изучения некоторых социальных слоев современной Шпрангеру Германии, самая трактовка его исходит не из понятия личности как человека определенной исторической эпохи, а из ее «вневременной, постоянной, неизменной сущности, определяемой через степень развития культуры» 2.

Независимо от того, представляется ли понимание как выражение целостной структуры социальных, экономических и этических элементов (в плане объективного идеализма — Шпрангер, Зомбарт) или же только как результат вчувствования, «которое не только раскрывает характер единичного переживания, но и правомерно (Sinnvoll) выводит его из всей структуры личности» (Г. Груле), фи-лософская направленность всей школы понимающей психологии совершенно ясна.


Другие статьи по теме:
 Власть страха
 Лень враг человека….она его уничтожает…
 Маленькие-хитрости-из-дамской-сумочки
 ОЙ, БОЮСЬ, БОЮСЬ!
 Эмоциональные процессы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования