Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Рациональные основания морали: сократовский жест

05-11-2023

Знание, которое не изменяет, является не-знанием и не причастно к истине. Мнение, что может заставить волю к действию, соответствующей по Благом, является мертвой, нерожденным ментальной фигурой, уже не принадлежит субъекту, но злу, которое говорит в нем и полностью перекрывает как голос Блага, так и всякую силу в направлении к Добру . Такой человек становится инертным носителем автоматически здийснюючихся под знаком зла действий - недеятельной деятель. Отсюда и различие между злом и благом. Если узнаешь добро создает пространство для самостоятельной, активной и свобидной действия, выводимой из живой мысли, то зло берет от меня ответственность и нивелирует свободу, как волю к выбору, обращая субъекта в мертвую машину «посторонних» императивов, замаскированных квази-обдуманными решениями .

Только тогда, когда субъект становится сознательным добра и факт этого осознания определять его волю, мы можем говорить о нравственности, о добрый поступок и истинные намерения. Знание добра должно быть истинным, а воля разумной: воля вне влияния разума подчиняется случае, что то же самое, что и зло. Субъект формируется этим знанием, им обусловливается, а потому становится нравственным, поскольку добровольно действует. Действие же добровольное, когда человек уверен в намерениях, целях и последствиях, которые несут с собой ее ответственность. Только при таких обстоятельствах можно уже говорить и о свободе, и о долге, и о характере.

В какой степени разум познает и выражает добро, в такой степени он побуждает и волю к следованию этому добру. Чем смутное представление об истинной природе ценностных порядков, тем слабее человеческая воля и сильнее угроза допущения зла в душе и поступках. В этом смысле воля находится в прямой зависимости от ума, не влияя на него и существующие неотделимо от него, но следуя познанным добром или утверждая ошибочно принято за добро злом.

Усилия, желание и воля возможны уже только как постфактум развертывания включенных умом ценностных сущностей. Добро и справедливость не появляются от пустого желания («хочу быть хорошим») или прихотей, что обрекало бы зависимость морали от случайности и минутных проблесков интуиции, когда человеческая душа, освободившись от довольно природных инстинктов, вдруг удивит своей трансцендентности и превосходство над естественной имманентность. К подобным не-антропный, по происхождению, структур, конституирующих человеческую, относится также и совесть, которая является специфическим приложением познанного добра или пока имплицитно существующего в глубине души закона блага, к помыслам и поступкам человека.

Осознанное Благо, как Единственная причина ценностных сущностей и принцип возможности их постижения субъектом, порождает единство между всеми, необходимо выражающими его в своей деятельности разумными существами. Правдивость, добрая воля, честь, совесть и справедливость, при условии, что человек познал истинное добро, становятся общими для всех разумных существ моделями стратегии межличностных отношений.


Другие статьи по теме:
 Киево-Могилянская академия
 Софистика
 «Философия сердца» Григория Сковороды
 Диалектика и метафизика
 Истоки культуры Постмодернизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования